menu

 

23.04.1914 - 08.05.1945

 

Капитан Грачёв Алексей Иванович - командир звена 44-й авиационной эскадрильи 15-го отдельного разведывательного авиационного Таллинского Краснознаменного полка Военно-Воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота. Член ВКП(б) с 1944 года. Русский.

Родился 10 (23) апреля 1914 года в селе Ягодное ныне Ставропольского района Самарской области в крестьянской семье.

В Военно-Морском Флоте с 1935 года. Окончил Ейскую школу морских лётчиков. С 1937 года пилот 71-го отдельного авиационного отряда Краснознамённого Балтийского флота. Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов. С началом Великой Отечественной войны на фронте.

Командир звена 44-й авиационной эскадрильи (15-й отдельный разведывательный авиационный полк, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) кандидат в члены ВКП(б) капитан Алексей Грачёв к сентябрю 1944 года совершил двести пятнадцать боевых вылетов, участвовал в семи воздушных боях. Уничтожил четыре артиллерийские батареи, железнодорожный эшелон, потопил две быстроходные десантные баржи, повредил два катера и сторожевой корабль противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Грачёву Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5042).

8 мая 1945 года, за несколько часов до подписания Акта о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии, командир авиационной эскадрильи 159-го гвардейского истребительного авиационного полка (4-я воздушная армия) гвардии капитан Грачёв А.И. не вернулся с боевого задания...

В этот последний день войны группа фашистских лётчиков перелетала в Фленсбург, где и сдалась англичанам. Во время перелёта над Балтийским морем обер-лейтенант Герхард Тхибен (Gerhard Thyben) в районе Лиепаи обнаружил и сбил самолёт-разведчик "Пе-2", в экипаже которого было сразу два Героя Советского Союза — пилот Алексей Грачёв и штурман Григорий Давиденко. Победу Тхибена подтвердил не только его ведомый фельдфебель Фридрих Хангебраук (Friedrich Hangebrauck), но и его механик, летевший в его «Фокке-Вульфе».

Имя Героя было присвоено пионерской дружине средней школы города Новокуйбышевск ныне Самарской области и супертраулеру Министерства рыбного хозяйства.

Увековечен в г. Лиепая на «Мемориале Лиепая».

 

Родился в семье крестьянина. Русский. Отец погиб в Первую мировую войну, мать умерла от тифа. Воспитывался в детском доме.
В
ВМФ с 1935. Окончил Ейскую школу морских лётчиков. С 1937 старшина, пилот 71-го отдельного авиационного отряда Балтийского флота. Участвовал в советско-финской войне 1939—1940 гг., совершил 34 боевых вылета. Член КПСС с 1944 года

С началом Великой Отечественной войны на фронте. С сентября 1941 г. по май 1942 г. находился на формировании 73-го пикировочного авиаполка КБФ, изу­чал новую материальную часть, затем снова воевал. С октября 1942 года А. И. Грачёв — лётчик 15-чёго отдель­ного разведывательного авиаполка КБФ, командир звена 44-й эскадрильи.

Всего за время войны совершил более 420 боевых выле­тов на бомбовые удары по кораблям, военно-морским базам, на разведку морских и сухопутных коммуникаций, аэрофотосъемку военно-морских баз, аэродромов, пе­реднего края обороны и расположения артиллерийских батарей врага на Ленинградском фронте. Погиб 8 мая 1945 г во время выполнения задания по разведке количества немецких судов, замеченных в море.

Ветеран

Высокого звания Героя Советского Союза удостоен уроже­нец Ягодного Алексей Иванович Грачев. Он родился в 1914 году в крестьянской семье. Отец его погиб на фронте в первую мировую войну, мать умерла от тифа в 1918 г. Четверо детей попали в дет­дом в Ягодном. Директор детдома Е.Г. Белая стала им второй ма­терью. В годы голода детдом перевели в Самару сестра и братья потеряли друг друга. Школу-семилетку Алексей окончил в Орле. Там работал чертежником, слесарем, окончил рабфак, а затем по­ступил в институт в Москве. В 1935 году Алексей закончил Ейскую школу морских летчиков, в 1937 году он служил пилотом 51 отдель­ного авиационного отряда Балтийского флота, в годы советско-финской компании 1939-1940 гг. совершил 34 боевых вылета на прорыв линии Маннергейма.